Думаю, вы знаете о моей страсти к оружию и броненосной технике. Царь-танк мы уже видели у меня, теперь мои руки дошли и до круглых кораблей. Поповки, или же просто поплавки, были предложены адмиралом Поповым как единица морского вооружения Империи. Адмирал считал, что благодаря круглой форме себестоимость постройки такого корабля будет не столь высокой, корабли устойчивы к качке, есть избыток водоизмещения, а так же круглые корабли более манёвренны. читать дальшеДля проверки поведения необычного корабля на воде известный судостроитель Н. К. Краббе тут же решил создать натурную модель: круглую шлюпку диаметром в 3,35 м, снабженную двумя паровыми машинами, временно снятыми с рабочих катеров в Кронштадте. В апреле начались испытания построенной на Кронштадтском пароходном заводе круглой лодки. Она бойко передвигалась в прорубленном во льду канале, подтверждая право на существование нового типа корабля. После успешных испытаний было принято решение назвать круглые суда конструкции А. А. Попова «поповками». Из разработок А. А. Попова инженеры выбрали, в качестве типовой, круглое судно диаметром 29,2 м. При водоизмещении около 1200 тонн этот корабль был вооружен двумя 280 мм орудиями в открытой неподвижной башне, бронирован плитами толщиной 305 мм; силовая установка включала четыре паровые машины с канонерских лодок. Оставалось решить вопрос о количестве кораблей в серии. 21 мая 1873 года круглый броненосец «Новгород» торжественно был спущен на воду, став при этом первым русским большим кораблем, спущенным со всеми механизмами и броней. Броня на корабле крепилась к обшивке на металлические швеллеры («коробчатое железо») и тиковую подкладку, приравненные по «силе сопротивления» к 51 мм плитам. Круглый остов корпуса, с единственным выступом в корме, накрывался выпуклой палубой, состоящей из трех слоев железных листов. Внутренние листы имели толщину 19 мм, остальные - по 25,4 мм. Для удобства передвижения по палубе наружные ее листы получили специальную насечку. В центре монтировался круговой барбет, именовавшийся во всех документах «неподвижной открытой башней». Бронирование его осуществлялось аналогично верхнему поясу борта. Здесь устанавливались два 26-тонные 280 мм нарезные орудия конструкции Круппа. Каждая артиллерийская установка могла наводиться и стрелять самостоятельно, а подача боезапаса производилась через центральный люк, так называемую «трубу» в центре барбета, вокруг которого перемещались станки по специальным платформам. В носовой части поповки возвышалась эллиптическая железная надстройка, игравшая роль небронированного надводного борта. В ней находились жилые помещения для экипажа корабля, кают-компания и каюта командира, остальные моряки размещались на навесной палубе под надстройкой. Боевой рубки круглое судно не имело. Силовая установка корабля состояла из шести горизонтальных паровых машин системы Вульфа, которые развивали ход до 7,5 узлов. Каждая из машин приводила в движение свой четырехлопастной винт. Судьба круглых кораблей или броненосцев береговой обороны, сложилась по-разному. До постройки серии кораблей типа «Екатерина II» они оставались единственными броненосцами Черноморского флота и ежегодно назначались в кампанию. Базировались «поповки» в Севастополе, где имели постоянные стоянки в Южной бухте. Основное вооружение осталось прежним, только на броненосце «Вице-адмирал Попов» прибавилось два 87 мм орудия. После появления на Черном море кораблей «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп» надобность в круглых броненосцах отпала и, хотя они до 1893 года оставались в первом ранге судов, в плавания более не посылались, за исключением эпизодических переходов в Николаев, для текущего ремонта. Только в 1903 года морально устаревшие корабли сдали Николаевскому порту. Через два месяца их исключили из списков флота, а в период с 1911 по 1912 года продали частным лицам на слом.
Однако целый ряд новых технических идей, осуществленных при создании этих курьезных кораблей, нашли себе применение в судостроении. Достаточно упомянуть конструктивную защиту корпуса судна с помощью системы водонепроницаемых отсеков, образованных в между донном пространстве и вдоль всего борта, стали широко применяться на тяжелых артиллерийских кораблях всех морских держав, вплоть до настоящего дня. Принцип более широкой, по сравнению с надводным бортом подводной части, позволявшей полнее использовать ту же защиту, привело к созданию выступающих бортовых наделок - булей.